Святогорская Свято-Успенская Лавра

На правом берегу Северского Донца, среди живописных мест расположена Святогорская Свято-Успенская Лавра. "Монахи выбрали сабе самыя лучшия места. Самыя красивыя, самыя живописныя. Основатели обителей несомненно были поэтами. В этом соловьином царстве они взяли себе прелестный уголок. Да и вообще, куда не заглянешь — если стоит обитель, значит, более поэтическаго, более красиваго места по всей округе нет ..." — такие впечатления вызвал Святогорский монастырь у российского писателя Василия Ивановича Немировича-Данченко, который побывал в обители в 70-е годы XIX века. Многие деятели культуры побывали в Святых Горах, Чехов и Бунин также бывали здесь, и оставили свои впечатления в своих трудах. Но что так тянуло людей в Святогорск во все времена?




История этой знаменитой обители уходит своими корнями в глубокую древность. Церковные историки расходятся в своих мнениях о времени причине возникновения обители на берегу Донца. По одному из дошедших до нас церковных преданий, монастырь был основан во время иконоборческой ереси, вспыхнувшей в Византийской империи в 8 веке, еще задолго до того как князь Владимир крестил Русь. Иконопочитатели, насельники многих греческих обителей, убегая от преследования иконоборцев на окраины империи в северное Причерноморье, и, поднимаясь по водным артериям Дона и Северского донца, основывали на их берегах пещерные монастыри. Другое предание относит появление монашествующих во Святых Горах к середине XIII века, когда под ударами татарских орд пал Киев и уцелевшие населиники Киево-Печерской Лавры рассеялись "по странам далеким". Спускаясь вниз по течению Днепра, Дона и Северского Донца в поисках новых мест для путынножительства, они обрели Донецкие горы, напоминавшие дорогие им горы Киевские, и избрали их местом своих духовных подвигов.




















Неоднократно Святые Горы упоминаются в исторических документах XVI века, таких как Московские и Львовские летописи. В 1624 году Царь Михаил Феодорович игумену Симеону с братией дарует жалованную грамоту. В это время Святогорский монастырь, будучи самым передовым на южной границе Руси, неоднократно подвергался набегам татар. При таких условиях монастырь превратился в своеобразную крепость, чему способствовала неприступная со всех сторон скала.




Монастырь был богат и знаменит во все времена, но дважды был закрыт. Первый раз монастырь был закрыт в 1787 году при Екатерининских реформах. В 1844 году обитель вновь открылась, и благодаря трудам 12-ти братий во главе с игуменом Арсением (Митрофановым) вновь поднялась из пепла. За 70 лет в обители было построено 8 храмов, 5 храмов на хуторах, 2 скита, корпуса, гостиницы, больницы, школы, огромное образцовое хозяйство. Обитель насчитывала более 600 человек братии. В это время здесь просиял новый светильник веры и благочестия, наследник первых монахов принявший в XIX веке подвиг затворничества, подвиг монахов первых веков христианства. И светильник этот — преподобный Иоанн Святогорский.



Но наступил 1917 год, понесший за собой свои перемены. В начале 1918 года монахи подверглись принудительному выселению, и из 600 человек осталась от 200 до 300 из числа священнослужителей-стариков и часть монахов, укрывшихся в монастыре. Начинаются новые набеги на монастырь, но в этот раз — большевиков. Разграбливается церковное имущество, монахов калечат, выгоняют из обители, убивают. Так в 1922 году обитель была закрыта, просияв славой многих преподобномучеников и исповедников .


В 1992 году обитель вновь открыли, вновь в монастырь потянулись паломники, количество братии стало расти, монатырь стал прославляться. Строятся новые храмы, реставрируются старые. И в 2004 году монастырь, по благословению Париарха Алексия II, получает статус Лавры. А в 2005 году наместник лавры — архимандрит Арсений был хиротонисан в епископа Святогорского. В данный момент Святогорская Лавра — один из самых многочисленных монастырей Руси. Каждый день здесь принимают большое количество паломников, а на престольные дни и праздники в монастырь стекается многотысячное число паломников и простых прихожан. Каждый день совершается литургия и молебны, каждый паломник может поесть на трапезе, в иконной лавке — большой выбор литературы, икон и церковной утвари. Действует гостиница для приезжих. Практически все послушания в Лавре исполняет братия, здесь своя столярная и швейная мастерские, пекарня, кузня, пасека, огороды, просфорня, гараж, недостатка в послушаниях у братий нет. Здесь усилиями регента архимандрита Арсения собран прекрасный хор, котрый радует прихожан и паломников своим сложенным и стройным пением.


Несомненно, меловые горы нависшие над Донцом, сосны своими ветвями как бы глядящие в воды реки манят своей необычностью и красотой. Но места эти манят более не своей живописностью, а именно совокупностью красоты природы и святости монастыря. И каждый человек, Посетивший Лавру запомнит её навсегда, и, наверняка, захочет еще не раз вернуться сюда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий