Город Бахчисарай расположен в центральной части Крыма, в 25 км от Симферополя и в 30 км от Севастополя. Бахчисарайский дворец, точнее та его часть, которая предстаёт сегодня нашему взгляду – уникальный, единственный в мире памятник крымскотатарской архитектуры. Ранее площадь историко-культурного заповедника была более чем в четыре раза больше. О причинах её уменьшения мы расскажем чуть позднее.
Что такое Бахчисарайский дворец? В начале XVI века сюда из долины Ашлама-Дере была перенесена резиденция крымских ханов. На крымскотатарском языке «Бахчисарай» означает «дворец-сад». И в самом деле, в состав комплекса входят более десяти помещений, зданий и площадей.
Панорама Бахчисарайского дворца
… Оказавшись за воротами дворца, вы попадёте во внутренний дворик, где у вас возникнет желание никогда не уходить отсюда – настолько впечатлит увиденная первозданная красота. Каждый шаг, сделанный по территории комплекса, каждый предмет или памятник наполнен особым духом истории, свойственным только Хансараю. Экскурсия по дворцу займёт не более часа, ведь со времён крымских ханов он пережил массу реставраций (порой, сделанных непрофессионально) и сносов зданий. Только в 60-е годы группа профессиональных реставраторов восстановила росписи и архитектурные детали дворца, максимально приблизив их к первоначальному виду.
Теперь мы имеем возможность видеть Летнюю террасу с фонтаном и замечательным видом на клумбы роз, мечеть, где ханы молились по 5 раз в день, палаты, где располагался гарем (экскурсоводы шутят, что мужчинам вход туда запрещён) конечно, Фонтан слёз, воспетый А. С. Пушкиным в поэме «Бахчисарайский фонтан». Впечатляет всё, от уникальных потолков в комнатах и залах, до фонтана, из которого льётся – что бы вы подумали? – настоящие духи!
Как говорят побывавшие в Хансарае люди, даже сто самых детальных рассказов не заменят одно посещение дворца. Поэтому – берите с собой фотоаппарат, видеокамеру и — Бахчисарайский комплекс ждёт вас!
…Успенский пещерный монастырь, расположенный поблизости от города Бахчисарай, уникален по многим причинам.
Во-первых, долгие годы он считается местом, почитаемым и язычниками, и христианами, и, мусульманами. В находящемся неподалёку от столицы Крымского ханства «ущелье Марии» — Марьям-дере, вблизи от источника пресной воды, ещё в VIII веке монахи выдолбили в скале пещеры-кельи и храм. Никакие войны и природные катаклизмы не нарушили порядок, заведённый веками – православные христиане, приезжающие в эти края, шли помолиться среди единоверцев.
Во-вторых, храм знаменит легендами, связанными с его происхождением. Согласно одной из них, однажды пастух нашёл икону Богородицы, которая, после того, как он унёс её, снова вернулась на прежнее место. Так продолжалось несколько раз, пока люди не поняли, что это знак свыше. Там, где в день Успения Богородицы, 15 августа, была найдена икона, построили храм, который назвали Успенским. Другая легенда гласит, что в районе будущего храма был найден мёртвым змий, долгое время нападавший на местных жителей. Третья, наиболее правдоподобная легенда рассказывает об иконе Богородицы, перенесённой из византийского монастыря, расположенного в окрестностях Трапезунда.
Ещё одно чудо, которое можно наблюдать в действующем монастыре — акустическое. Например, на площадке у пещерной церкви обычно шумно от голосов собравшихся людей, а в нескольких метрах по карнизу чуть севернее – полная тишина! Это связано с поглощением звуков пористым известняком, из которого состоит скала.
…Если мы направимся от Бахчисарая в сторону Крымских гор, то попадём в Чуфут-кале –сохранившийся до наших дней средневековый город.
Чуфут-Кале. Дорога тысячелетий
В путеводителях Чуфут-кале значится как «пещерный город». На самом деле он состоит как из помещений, высеченных в скалах, так и из полуразрушенных домов, построенных людьми.
Хотя учёные расходятся в оценках времени возникновении пещерного города, известно, что уже в XIII веке здесь жили племена иранского происхождения – аланы. На протяжении многих веков город выдерживал натиски кочевых племён, пока в 1299 году не покорился монголо-татарским ордам. Позже стены города использовались в качестве тюрьмы, в которой побывали многие известные люди: князь Ромодановский, Василий Грязной, Василий Шереметев. Кстати, последний провёл в заточении 21 год, но отказался выйти на свободу ценой сдачи городов Казани и Астрахани! Шереметев вернулся на родину лишь в преклонном возрасте, будучи ослепшим и искалеченным стариком.
В 1731 году, когда в Чуфут-Кале жили караимы, здесь была открыта первая в Крыму типография, в которой печатались книги на караимском и древнееврейском языках.
В начале XIX века, караимы стали покидать пределы сурового плато, переселяясь в Евпаторию, Бахчисарай и Симферополь. К 1854 году Чуфут-Кале опустел, и теперь туристы приезжают сюда, чтобы увидеть свидетельства старинного уклада жизни и посетить могильник, датирующийся X веком – Иософатову долину.
В ущелье, неподалёку от Чуфут-Кале находится древнее кладбище, названное в честь Иерусалимской долины, где, согласно Священному писанию, должен состояться Страшный суд.
Несмотря на то, что в Советское время кладбище сильно пострадало от рук вандалов, оно, тем не менее, оставляет яркое впечатление. На камнях надгробий видны узоры и надписи, принадлежащие караимам. Надписи интересны тем, что выполнены буквами ивритского алфавита на тюркском языке. В старину между могильных плит росли дубы, рубить которые было запрещено. Именно поэтому татары называли эту долину «Балта-Тиймез», что означает «топор не касается»
Кстати, возможно, что и город Чуфут-Кале сохранился настолько хорошо, только благодаря мнимой принадлежности караимов в евреям. Ведь именно из-за этого русские цари долгое время не разрешали караимам селиться где-либо, кроме пещерного города. И лишь в XIX веке этот запрет был снят. Даже после снятия запрета на переселение кладбище продолжало функционировать – сюда привозили для погребения умерших даже из Вильнюса и Польши.
…Если вы захотите увидеть Мангуп-Кале – самый большой в Крыму древний город, то вам нужно будет подняться на вершину горы Мангуп. Известно, что первые поселения тавров возникли здесь ещё до нашей эры. Благодаря уникальному расположению, защищавшему жителей от набегов кочевников, к X веку Мангуп-Кале был уже большим городом.
Хозяйственная пещера на Мангуп-Кале
Православное княжество Феодоро, столицей которого являлся Мангуп, принадлежало выходцам из армянского знатного рода, которые правили здесь с XIII, по середину XV веков. Кстати, один из выходцев этого рода является основателем фамилии Головиных – русских князей.
Мангуп оставался неприступной крепостью, даже когда татары, а позже генуэзцы смогли захватить часть княжества. Благодаря имеющимся крепостям, феодориты строили новые гавани и крепости, а монархи других государств стремились породниться с влиятельными князьями.
Так продолжалось до 1475 года, когда началось турецкое вторжение. После шестимесячной осады город сдался, а турки отстроили заново крепость, где разместили свой гарнизон. Последние жители ушли из Мангупа после того, как Россия присоединила Крым. С тех пор лучше всего сохранились остатки оборонительных стен, цитадель и различные пещеры-казематы. Самая большая пещера – Барабан-коба – славится тем, что в ней находится колонна, которая отзывается на удар звуком, похожим на барабанный бой. В обрывах сохранились пещерные монастыри и церкви, а кое-где остались следы фресок.
Ещё одна достопримечательность этих мест – пещерный монастырь Шулдан, который расположен севернее села Терновка. Примерно в VIII в. скала Шелдан, нависающая над Шульской долиной, приютила монахов-иконопочитателей, бежавших из Византии. Они построили в скале два пещерных храма и около 20 сопутствующих помещений, расположенных в два яруса. Позже монастырь стал частью владений Феодорийского княжества. Возможно, митрополит Готфийской епархии использовал Шулдан в качестве одной из своих резиденций.
Сегодня взгляду туриста предстаёт крещальня, базилика, на которой можно заметить следы росписи XII века, и несколько хозяйственных пещер с ямами, предназначавшимися для создания запасов зерна. Часть гротов и лестничных переходов разрушена, так что даже лестница, ведущая к главной церкви с запада, обрывается на полпути.
Если говорить о главной церкви монастыря, то наибольшее сходство с ней имеет «храм с крещальней» в Инкермане, расположенном неподалёку, в устье реки Чёрной. По пропорциям наиболее близок храм монастыря святой Софии и базилика святого Георгия в Инкермане. Из этого можно сделать вывод, что главный храм Шулдана – ровесник памятников XIV-XV века, на которые приходится период расцвета княжества Феодоро.
Сегодня монастырь восстанавливают современные монахи. Они оборудовали жилые кельи и хозяйственные постройки, а также открыли для посещений главный храм. И паломники, и туристы могут находиться здесь не только днём, но и заночевать в гостевых кельях.
С другой стороны села Терновка, за Бельбекской долиной, в отвесной скале виднеются «чёрные дыры», которые оказываются монастырём Челтер, что в переводе с татарского значит «пещерная решётка», или «решётка-пещера». В этом монастыре насчитывается более 50 пещер, которые расположены в 4 яруса.
Один из нижних ярусов имеет огромный зал с пятью колоннами, напоминающий языческое святилище. Около трети помещения занимает «тарапан» — гигантская виноградодавильня. С помощью такого огромного «агрегата» монахи могли изготавливать до 300 000 литров вина в течение года. Конечно, большую часть сырья для производства вина монахи закупали в близлежащих селениях, но какое-то количество винограда росло непосредственно на узких террасах монастыря. Иногда в окрестностях города и сегодня можно встретить одичавшие виноградные лозы.
Но, не только производство вина давало доход жителям Челтера и Шулдана. Эти, как и другие крымские монастыри, являясь оплотом христианской веры среди мусульманства, пользовались субсидиями Московского государства. А так как согласно заветам Чингисхана они не платили налогов, то все эти факторы позволяли монастырям долгое время оставаться прибежищем для странников и паломников-христиан.
Монахи, живущие в здесь, говорят, что их монастырю более 1500 лет, что расходится с выводами учёных, которые считают датой возникновения пещер VIII век. Но, судя по найденным на склонах ниже монастыря амфорам V — VIII веков, учёные в этом вопросе проявляют осторожность – люди жили здесь и раньше.
Интересно, что и сегодня монастырь не имеет подъездных путей, но живёт полной жизнью – и всё это благодаря ежедневному подвигу послушников и монашествующих. В кельях всегда много цветов, хотя носить их приходится по узкой наклонной тропе от источника, расположенного в 100 метрах от монастыря.
Раз уж вы оказались в этих краях, то стоит посетить Сюйренскую крепость, которая находится на левом берегу реки Бельбека.
На узком мысе с обрывистыми склонами, по которым приходится взбираться буквально на четвереньках, в VI веке феодальный владетель окрестных сёл построил Сюйренское укрепление. Сегодня от него осталось две стены общей длиной 110 метров, на пересечении которых стоит башня, являющаяся достопримечательностью. Башня высотой 12 метров имеет полутораметровые стены. И сегодня можно разглядеть следы построек на территории крепости, а недалеко от северного обрыва всего тридцать лет назад был найден потайной ход, который позволял незаметно проникнуть в крепость.
Виды, которые открываются с вершин и склонов, целебный крымский воздух и святые места, намоленные столетиями, делают даже многокилометровые путешествия радостными и лёгкими. Каждый, кто побывал здесь, навсегда уносит в своём сердце частичку многовековой истории, жаркого крымского солнца и душистого ветра.
Что такое Бахчисарайский дворец? В начале XVI века сюда из долины Ашлама-Дере была перенесена резиденция крымских ханов. На крымскотатарском языке «Бахчисарай» означает «дворец-сад». И в самом деле, в состав комплекса входят более десяти помещений, зданий и площадей.
Панорама Бахчисарайского дворца
… Оказавшись за воротами дворца, вы попадёте во внутренний дворик, где у вас возникнет желание никогда не уходить отсюда – настолько впечатлит увиденная первозданная красота. Каждый шаг, сделанный по территории комплекса, каждый предмет или памятник наполнен особым духом истории, свойственным только Хансараю. Экскурсия по дворцу займёт не более часа, ведь со времён крымских ханов он пережил массу реставраций (порой, сделанных непрофессионально) и сносов зданий. Только в 60-е годы группа профессиональных реставраторов восстановила росписи и архитектурные детали дворца, максимально приблизив их к первоначальному виду.
Теперь мы имеем возможность видеть Летнюю террасу с фонтаном и замечательным видом на клумбы роз, мечеть, где ханы молились по 5 раз в день, палаты, где располагался гарем (экскурсоводы шутят, что мужчинам вход туда запрещён) конечно, Фонтан слёз, воспетый А. С. Пушкиным в поэме «Бахчисарайский фонтан». Впечатляет всё, от уникальных потолков в комнатах и залах, до фонтана, из которого льётся – что бы вы подумали? – настоящие духи!
Как говорят побывавшие в Хансарае люди, даже сто самых детальных рассказов не заменят одно посещение дворца. Поэтому – берите с собой фотоаппарат, видеокамеру и — Бахчисарайский комплекс ждёт вас!
…Успенский пещерный монастырь, расположенный поблизости от города Бахчисарай, уникален по многим причинам.
Во-первых, долгие годы он считается местом, почитаемым и язычниками, и христианами, и, мусульманами. В находящемся неподалёку от столицы Крымского ханства «ущелье Марии» — Марьям-дере, вблизи от источника пресной воды, ещё в VIII веке монахи выдолбили в скале пещеры-кельи и храм. Никакие войны и природные катаклизмы не нарушили порядок, заведённый веками – православные христиане, приезжающие в эти края, шли помолиться среди единоверцев.
Во-вторых, храм знаменит легендами, связанными с его происхождением. Согласно одной из них, однажды пастух нашёл икону Богородицы, которая, после того, как он унёс её, снова вернулась на прежнее место. Так продолжалось несколько раз, пока люди не поняли, что это знак свыше. Там, где в день Успения Богородицы, 15 августа, была найдена икона, построили храм, который назвали Успенским. Другая легенда гласит, что в районе будущего храма был найден мёртвым змий, долгое время нападавший на местных жителей. Третья, наиболее правдоподобная легенда рассказывает об иконе Богородицы, перенесённой из византийского монастыря, расположенного в окрестностях Трапезунда.
Ещё одно чудо, которое можно наблюдать в действующем монастыре — акустическое. Например, на площадке у пещерной церкви обычно шумно от голосов собравшихся людей, а в нескольких метрах по карнизу чуть севернее – полная тишина! Это связано с поглощением звуков пористым известняком, из которого состоит скала.
…Если мы направимся от Бахчисарая в сторону Крымских гор, то попадём в Чуфут-кале –сохранившийся до наших дней средневековый город.
Чуфут-Кале. Дорога тысячелетий
В путеводителях Чуфут-кале значится как «пещерный город». На самом деле он состоит как из помещений, высеченных в скалах, так и из полуразрушенных домов, построенных людьми.
Город находится на естественном возвышении – плато, окружённом обрывами, имеющими высоту до 50 метров. Таким образом, люди лишь воспользовались преимуществами, которые подарила природа, чтобы сделать город неприступным.
В 1731 году, когда в Чуфут-Кале жили караимы, здесь была открыта первая в Крыму типография, в которой печатались книги на караимском и древнееврейском языках.
В начале XIX века, караимы стали покидать пределы сурового плато, переселяясь в Евпаторию, Бахчисарай и Симферополь. К 1854 году Чуфут-Кале опустел, и теперь туристы приезжают сюда, чтобы увидеть свидетельства старинного уклада жизни и посетить могильник, датирующийся X веком – Иософатову долину.
Иософатова долина в окрестностях Чуфут-Кале
В ущелье, неподалёку от Чуфут-Кале находится древнее кладбище, названное в честь Иерусалимской долины, где, согласно Священному писанию, должен состояться Страшный суд.
Несмотря на то, что в Советское время кладбище сильно пострадало от рук вандалов, оно, тем не менее, оставляет яркое впечатление. На камнях надгробий видны узоры и надписи, принадлежащие караимам. Надписи интересны тем, что выполнены буквами ивритского алфавита на тюркском языке. В старину между могильных плит росли дубы, рубить которые было запрещено. Именно поэтому татары называли эту долину «Балта-Тиймез», что означает «топор не касается»
Кстати, возможно, что и город Чуфут-Кале сохранился настолько хорошо, только благодаря мнимой принадлежности караимов в евреям. Ведь именно из-за этого русские цари долгое время не разрешали караимам селиться где-либо, кроме пещерного города. И лишь в XIX веке этот запрет был снят. Даже после снятия запрета на переселение кладбище продолжало функционировать – сюда привозили для погребения умерших даже из Вильнюса и Польши.
…Если вы захотите увидеть Мангуп-Кале – самый большой в Крыму древний город, то вам нужно будет подняться на вершину горы Мангуп. Известно, что первые поселения тавров возникли здесь ещё до нашей эры. Благодаря уникальному расположению, защищавшему жителей от набегов кочевников, к X веку Мангуп-Кале был уже большим городом.
Православное княжество Феодоро, столицей которого являлся Мангуп, принадлежало выходцам из армянского знатного рода, которые правили здесь с XIII, по середину XV веков. Кстати, один из выходцев этого рода является основателем фамилии Головиных – русских князей.
Мангуп оставался неприступной крепостью, даже когда татары, а позже генуэзцы смогли захватить часть княжества. Благодаря имеющимся крепостям, феодориты строили новые гавани и крепости, а монархи других государств стремились породниться с влиятельными князьями.
Так продолжалось до 1475 года, когда началось турецкое вторжение. После шестимесячной осады город сдался, а турки отстроили заново крепость, где разместили свой гарнизон. Последние жители ушли из Мангупа после того, как Россия присоединила Крым. С тех пор лучше всего сохранились остатки оборонительных стен, цитадель и различные пещеры-казематы. Самая большая пещера – Барабан-коба – славится тем, что в ней находится колонна, которая отзывается на удар звуком, похожим на барабанный бой. В обрывах сохранились пещерные монастыри и церкви, а кое-где остались следы фресок.
Ещё одна достопримечательность этих мест – пещерный монастырь Шулдан, который расположен севернее села Терновка. Примерно в VIII в. скала Шелдан, нависающая над Шульской долиной, приютила монахов-иконопочитателей, бежавших из Византии. Они построили в скале два пещерных храма и около 20 сопутствующих помещений, расположенных в два яруса. Позже монастырь стал частью владений Феодорийского княжества. Возможно, митрополит Готфийской епархии использовал Шулдан в качестве одной из своих резиденций.
Монастырь Шулдан. Интерьер пещерного храма
Сегодня взгляду туриста предстаёт крещальня, базилика, на которой можно заметить следы росписи XII века, и несколько хозяйственных пещер с ямами, предназначавшимися для создания запасов зерна. Часть гротов и лестничных переходов разрушена, так что даже лестница, ведущая к главной церкви с запада, обрывается на полпути.
Если говорить о главной церкви монастыря, то наибольшее сходство с ней имеет «храм с крещальней» в Инкермане, расположенном неподалёку, в устье реки Чёрной. По пропорциям наиболее близок храм монастыря святой Софии и базилика святого Георгия в Инкермане. Из этого можно сделать вывод, что главный храм Шулдана – ровесник памятников XIV-XV века, на которые приходится период расцвета княжества Феодоро.
Сегодня монастырь восстанавливают современные монахи. Они оборудовали жилые кельи и хозяйственные постройки, а также открыли для посещений главный храм. И паломники, и туристы могут находиться здесь не только днём, но и заночевать в гостевых кельях.
С другой стороны села Терновка, за Бельбекской долиной, в отвесной скале виднеются «чёрные дыры», которые оказываются монастырём Челтер, что в переводе с татарского значит «пещерная решётка», или «решётка-пещера». В этом монастыре насчитывается более 50 пещер, которые расположены в 4 яруса.
Пещерный монастырь Челтер
Один из нижних ярусов имеет огромный зал с пятью колоннами, напоминающий языческое святилище. Около трети помещения занимает «тарапан» — гигантская виноградодавильня. С помощью такого огромного «агрегата» монахи могли изготавливать до 300 000 литров вина в течение года. Конечно, большую часть сырья для производства вина монахи закупали в близлежащих селениях, но какое-то количество винограда росло непосредственно на узких террасах монастыря. Иногда в окрестностях города и сегодня можно встретить одичавшие виноградные лозы.
Но, не только производство вина давало доход жителям Челтера и Шулдана. Эти, как и другие крымские монастыри, являясь оплотом христианской веры среди мусульманства, пользовались субсидиями Московского государства. А так как согласно заветам Чингисхана они не платили налогов, то все эти факторы позволяли монастырям долгое время оставаться прибежищем для странников и паломников-христиан.
Монахи, живущие в здесь, говорят, что их монастырю более 1500 лет, что расходится с выводами учёных, которые считают датой возникновения пещер VIII век. Но, судя по найденным на склонах ниже монастыря амфорам V — VIII веков, учёные в этом вопросе проявляют осторожность – люди жили здесь и раньше.
Интересно, что и сегодня монастырь не имеет подъездных путей, но живёт полной жизнью – и всё это благодаря ежедневному подвигу послушников и монашествующих. В кельях всегда много цветов, хотя носить их приходится по узкой наклонной тропе от источника, расположенного в 100 метрах от монастыря.
Раз уж вы оказались в этих краях, то стоит посетить Сюйренскую крепость, которая находится на левом берегу реки Бельбека.
На узком мысе с обрывистыми склонами, по которым приходится взбираться буквально на четвереньках, в VI веке феодальный владетель окрестных сёл построил Сюйренское укрепление. Сегодня от него осталось две стены общей длиной 110 метров, на пересечении которых стоит башня, являющаяся достопримечательностью. Башня высотой 12 метров имеет полутораметровые стены. И сегодня можно разглядеть следы построек на территории крепости, а недалеко от северного обрыва всего тридцать лет назад был найден потайной ход, который позволял незаметно проникнуть в крепость.
Башня Сюйреньской крепости
Виды, которые открываются с вершин и склонов, целебный крымский воздух и святые места, намоленные столетиями, делают даже многокилометровые путешествия радостными и лёгкими. Каждый, кто побывал здесь, навсегда уносит в своём сердце частичку многовековой истории, жаркого крымского солнца и душистого ветра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий